В 2019/2020 учебном году деятельность ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Клецкого района» была направлена на обеспечение вариативности получения образования для лиц
с особенностями психофизического развития, обеспечивающего достижение необходимого и качественного уровня сформированности ключевых компетенций у лиц с ОПФР, повышение их жизнеспособности. Работа педагогического коллектива была организована в соответствии
с законодательством, нормативными правовыми актами Республики Беларусь, постановлениями и решениями органов власти, управления по образованию, спорту и туризму Клецкого райисполкома.
Специалистами центра ежегодно ведется работа по созданию
и актуализации районного банка данных детей
с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР), нуждающихся в получении специального образования, что позволяет своевременно осуществлять анализ динамики развития, эффективности коррекционного воздействия
в условиях специально организованного обучения и воспитания, разрабатывать предложения по оптимизации сети специальных
и интегрированных групп, классов интегрированного обучения и воспитания. Банк данных детей с ОПФР в 2019/2020 учебном году составлял 629 детей, из них 27 – дети-инвалиды (4,3% от общего количества детей с ОПФР).
Справочно. В 2018/2019 учебном году - 636 детей, из них 26 дети-инвалиды (4,1%), в 2017/2018 учебном году – 605 детей с ОПФР, из них 20 детей-инвалидов (3,3 %), в 2016/2017 учебном году 562 ребёнка с ОПФР, из них 26 детей-инвалидов (4,6%).
Охват детей специальным образованием и коррекционно-педагогической помощью в 2019/2020 учебному году составлял – 98,7% (областной показатель 99,3%). Доля обучающихся с ОПФР, получающих образование в условиях интегрированного обучения и воспитания – 92,8% (областной показатель 89,9%). Снижение охвата специальным образованием обусловлено недостаточным количеством специалистов, работающих
в сельской местности. Для увеличения охвата детей специальным образованием в следующем учебном году необходимо изыскать возможность привлечения молодых специалистов для работы в учреждениях образования района.
Справочно. В 2018/2019 учебном году охват специальным образованием
и коррекционно-педагогической помощью составил 99,4 % , в 2017/2018 учебном году - 99,7%, в 2016/2017 учебном году - 99,8%.
Ежегодно проводится актуализация банка данных педагогических работников учреждений района, реализующих образовательные программы специального образования, банка данных современных педагогических технологий в обучении и воспитании лиц с ОПФР. Центр осуществляет анализ деятельности учреждений образования, создавших условия для получения специального образования лицами с ОПФР и оказания им коррекционно-педагогической помощи, анализ данных ежегодного комплексного обследования данной категорией детей.
В учреждениях образования района функционировало 15 пунктов коррекционно-педагогической помощи (далее – ПКПП): 2 в учреждениях дошкольного образования, 13 в учреждениях общего среднего образования (из них 3 в УПК). В 2019/2020 учебном году коррекционную помощь получали 493 ребёнка.
Справочно. (В 2018/2019 учебном году коррекционную помощь получали 504 ребенка; в 2017/2018 учебном году - 467 детей; в 2016/2017 учебном году - 485 детей.)
Охват коррекционно-педагогической помощью лиц с ОПФР от числа детей, состоящих на учете в локальном банке данных и нуждающихся
в коррекционно-педагогической помощи с 2017 года по 2019 год составлял 100%. В связи с недостатком учителей-дефектологов в первой четверти 2019/2020 учебного года охват коррекционно-педагогической помощью составлял 98,7%. Со второй четверти 2019/2020 учебного года вакантные ставки учителей-дефектологов были заполнены путем привлечения совместителей, таким образом обучающиеся получали коррекционно-педагогическую помощь в течении учебного года. Раннюю комплексную помощь ежегодно получают 100% детей с ОПФР.
Система специального образования на уровне общего среднего образования в 2019/2020 учебном году была представлена 21 классом интегрированного обучения и воспитания (26 детей), для 2 детей с ОПФР в 2 учреждениях общего среднего образования было организовано обучение на дому. В текущем учебном году в 4 учреждениях дошкольного образования района функционировали 2 специальные группы (41 ребёнок) и 3 группы интегрированного обучения и воспитания (10 детей).
В 2019/2020 учебном году количество специальных групп и классов (групп) интегрированного обучения и воспитания позволили своевременно обеспечить специальным образованием все категории детей с ОПФР, а также повысить качество оказываемой помощи, о чем свидетельствует повышение процента результативности.
С целью увеличения охвата детей с ОПФР специальной помощью был организован подвоз в ГУО «Клецкий ясли-сад №2», ГУО «Клецкая средняя школа №1» и ГУО «Клецкая средняя школа №2» обучающихся с ОПФР совместно с обучающимися центра. В августе 2020 года приобретен специально оборудованный автомобиль для организации подвоза лиц
с инвалидностью.
В 2019/2020 учебном году надомное обучение было организовано для 4 обучающихся с ОПФР.
Продолжается работа по вовлечению обучающихся центра в кружковую работу. Занятия кружка «Тестопластика», проходившие на базе центра посещают все обучающиеся.
Справочно: В 2019/2020 учебном году 226 детей с ОПФР (75%) из учреждений общего среднего образования района посещали объединения по интересам.
В 2018/2019 учебном году - 172 ребенка (50,1%).
В системе специального образования Клецкого района в 2019/2020 учебном году работало 23 учителя-дефектолога с высшим специальным образованием, из них высшая квалификационная категория у 7 педагогов (30,5%); первая у 10 педагогов (43,5%); вторая у 3 педагогов (13%); без категории – 3 молодых специалиста (13%).
Вопросы повышения квалификации учителей-дефектологов находятся на постоянном контроле. В 2019/2020 учебном году курсы повышения квалификации прошли 4 педагога. Выполнение плана повышения квалификации за учебный год составило 100%. В 2020 учебном году запланировано повышение квалификации 8 педагогами, в том числе
3 педагогами ЦКРОиР. Однако анализ кадровой обеспеченности специалистов системы специального образования Клецкого района показывает недостаточную обеспеченность учителями-дефектологами ПКПП. Потребность в учителях-дефектологах на 2020/2021 учебный год составляет 7 педагогов. В 2019/2020 учебном году заканчивает обучение выпускница БГПУ им.М.Танка, имеющая целевое направление по специальности «Олигофренопедагогика. Логопедия», которая будет в новом учебном году трудоустроена в ГУО «Домоткановичская СШ», планируется заполнить вакансию учителя-дефектолога в ГУО «ЦКРОиР Клецкого района». В остальных учреждения образования вакансии будут заполнены путем привлечения совместителей.
Образовательный процесс в центре осуществляли 12 педагогов, из них
2 совместителя (музыкальный руководитель, учитель-дефектолог). Высшее педагогическое образование имеют 11 (91%), среднее специальное –
1 совместитель (9%), 1 педагог находится в отпуске по уходу за ребёнком до 3-х лет. Высшую категорию имеет 3 педагога, что составляет 25%, первую – 4 (33,3%), вторую – 5 (41,7%). В январе 2020 года 2 педагога прошли курсы повышения квалификации в Минском областном институте развития образования. В 2020/2021 учебном году, после прохождения курсовой подготовки, 2 педагога планируют повышение квалификационной категории.
В центре осуществляется обучение и воспитание лиц с тяжелыми
и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями (далее – ТМНР), а также оказание коррекционно-педагогической помощи детям с ОПФР, в том числе раннего возраста. Всего в 2019/2020 учебном году в ЦКРОиР было зачислено 49 детей (7,8% от общего числа детей с ОПФР, находящихся в районном банке данных).
Справочно. В 2018/2019 учебном году помощь в ЦКРОиР получали 50 детей (7,9%). В 2017/2018 учебном году помощь в ЦКРОиР получали 56 детей (9,3%). В 2016/2017 учебном году коррекционную помощь в ЦКРОиР получали 55 детей (9,8%).
В специальной группе в 2019/2020 учебном году обучалось
6 воспитанников, для 2-х из них было организовано обучение на дому, в классе - 5 учащихся. Для одного выпускника решением Клецкого районного исполнительного комитета была организована социальная адаптация
и трудовая реабилитация, 1 учащийся в сентябре 2019 года
по медицинским показаниям был отчислен из учреждения образования
и переведен на надомное обучение по месту жительства. Коррекционная помощь на базе ЦКРОиР оказывалась 33 детям из учреждений образования района. Индивидуальные коррекционные занятия учителя-дефектолога
и педагога-психолога посещали 5 детей раннего возраста с ОПФР.
Образовательный процесс в учреждении образования был организован в режиме пятидневной недели, время пребывания обучающихся составляло 10,5 часов. Возрастной диапазон обучающихся был от 3 до 17 лет.
В текущем учебном году деятельность педагогов цетра предусматривала решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности обучающихся не только
в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов. При проведении организованной образовательной деятельности использовались как традиционные, так и нетрадиционные методы работы (например, психогимнастика, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, кинезиологические упражнения, элементы ТРИЗ, РТВ и т. д). С целью социальной адаптации в социуме с учащимися
и воспитанниками на протяжении учебного года проводились экскурсии
в учреждения социального и медицинского обслуживания, в городской парк, детскую библиотеку, магазины. Неоднородность структуры нарушений каждого обучающегося требовала дифференциации образовательного процесса. Именно с этой целью в учреждении для каждого ребенка проводилось изучение уровня знаний по образовательным областям
и коррекционным занятиям. Оценить динамику достижений воспитанников, эффективность и сбалансированность форм и методов работы позволяет мониторинг достижения детьми планируемых итоговых результатов освоения общеобразовательных программ. Сравнительный анализ результатов мониторинга в начале и в конце учебного года свидетельствует о росте усвоения детьми программного материала, то есть прослеживается положительная динамика развития обучающихся по всем направлениям деятельности. Этому способствовало использование ИКТ в образовательном процессе, нестандартных форм и методов работы, индивидуальный подход
и преемственность в работе учителей-дефектологов и воспитателей. При организации образовательного процесса педагоги активно использовали
в работе с детьми средства мультимедиа, программное обеспечение, ресурсы сенсорной комнаты, кабинета СБО. Содержание обучения строилось
с учётом принципов дифференцированности и многоканальности. Учителя-дефектологи активно применяли методы альтернативной коммуникации путём использования доступных невербальных средств.
В следующем учебном году педагогам, необходимо особое внимание уделить систематическому закреплению и применению в разнообразных видах детской деятельности знаний и навыков, полученных детьми в ходе образовательной деятельности.
Вопросы повышения качества образовательного процесса и оказания коррекционно-педагогической помощи регулярно рассматривались на педсоветах и совещаниях при директоре. В течении года педагоги посещали обучающие областные обучающие и тематические семинары и семинары-практикумы.
Опыт работы по реализации компетентностного подхода
в осуществлении образовательного процесса с детьми, имеющими тяжёлые множественные нарушения развития, педагоги представляли на методических часах и открытых просмотрах. Проведение открытых воспитательных мероприятий, учебных и коррекционных занятий стало действенным средством обмена опытом и эффективной формой повышения квалификации педагогов.
На протяжении учебного года совершенствовались средовые ресурсы. Плодотворной оказалась работа по обновлению предметно-развивающей среды в классе: обновлены учебные зоны, зона отдыха и уголок для родителей, изготовлен баннер «Классная жизнь», пополнено нестандартное спортивное оборудование и картотека игр, изготовлены сенсорные пособия. Предметно-развивающая среда в коррекционном кабинете создана с учётом коррекционной направленности и условий, обеспечивающих безопасное пребывание и способствует укреплению здоровья обучающихся; в течение учебного года была произведена заменена мебели, освещения, приобретены развивающие пособия, дидактические игры и игрушки. Воспитателями специальной группы создан театральный уголок, обновлена зона отдыха, приобретен баннер. Однако для оказания благоприятного влияния на развитие детей дошкольного возраста с ТМНР адаптивная среда специальной группы требует дальнейшего структурирования с учётом специфики организации образовательного процесса.
В течении учебного года согласно План проведения совместных мероприятий с ГУ «Клецкий ТЦСОН» велась работа по реализации программы перехода выпускников ЦКРОиР в ТЦСОН. Выпускник ежемесячно посещал занятия трудовой мастерской и музыкальной студии на базе ТЦСОН. С сентября 2020 года выпускник будет посещать отделение дневного пребывания ТЦСОН.
В 2020/2021 учебном году педагогу социальному необходимо продолжить активное сотрудничество с целью успешной и эффективной реализации программы перехода будущих выпускников ЦКРОиР в ТЦСОН.
В рамках воспитательной работы в 2019/2020 учебном году проводились тематические недели: неделя безопасности дорожного движения «Азбука улиц, проспектов и дорог», неделя любителей природы «Золотая осень», неделя спорта «Любим все мы веселиться, прыгать, бегать и резвиться», неделя новогодних приключений «Новый год у ворот», неделя национальных традиций «Под Рождественской звездой», неделя патриотизма «Марш оловянных солдатиков», неделя красоты и здоровья «В мире красоты», неделя улыбок, сюрпризов и счастья, неделя детства. Содержание игр, выставок совместных творческих работ, развлекательных мероприятий, экскурсий, инсценировок сказок объединяла единая тематика для каждой недели.
Развивается волонтёрское движение. Волонтёры из учреждений образования г.Клецка принимали активное участие в праздниках, воспитательных мероприятиях, информационных акциях, организованных специалистами центра.
Однако в 2020/2021 учебном году требует дальнейшего развития волонтёрское движение. Педагогу социальному необходимо наладить сотрудничество с волонтерами из ГУО «Клецкая СШ №2», ГУО «Гимназия г. Клецка» и привлекать волонтеров не только к сопровождению во время культурно-досуговых и спортивных мероприятий, а также к экскурсионной, информационно-просветительской работе, благоустройству территории.
Ежегодно на базе районного центра культуры проводятся инклюзивные творческие мероприятия с участием детей с ОПФР и их здоровых сверстников. В рамках воспитательной работы 13 декабря 2019 года совместно с районным центром культуры прошёл X районный фестиваль художественного творчества «Зажги свою звезду», в котором приняло участие 77 детей с ОПФР из учреждений образования района. Традиционным стало вовлечение местного сообщества к организации и проведению фестиваля. Для приобретения призов и подарков, оформления концертного зала были изысканы средства в размере 1100 рублей.
Хореографический коллектив «Цыплята» обучающихся ГУО «ЦКРОиР Клецкого района» 9 декабря 2019 года принял участие в областном фестивале творчества детей-инвалидов и молодых инвалидов «Зажги свою звезду»
в г.Держинске и был награжден дипломом и наградной статуэткой.
В течение учебного года систематически проводилась работа по вовлечению родителей в жизнедеятельность центра. С октября по март месяц 2019/2020 учебного года в рамках сотрудничества центра и семьи родители принимали участие в учебных занятиях и спортивных мероприятиях.
Профилактическая и информационно-просветительская работа
с родителями осуществлялась через: систематическое наполнение сайта, тренинговую деятельность, обновление стендовой информации, выступления на родительских собраниях, консультационную работу, анкетирование. Педагогом социальным регулярно посещались семьи обучающихся. Результатом работы стало отсутствие семей, находящихся в социально опасном положении на протяжении последних трех лет, активность родителей при посещении заседаний родительской гостиной «Уют» составила (90%).
В 2020/2021 учебном году следует продолжить работу, направленную на просвещение родителей по вопросам, связанным с воспитанием детей, оказанием практической помощи родителям по поддержанию благоприятного психологического климата в семье, используя эффективные формы и методы для поддержки семей в кризисные периоды. Особое внимание необходимо уделить обучению практическим навыкам конструктивного общения в семье
и организации совместного отдыха.
Специалистами социально-педагогической и психологической службы учреждения образования оказывалась индивидуально-ориентированная социально-педагогическая, психолого-педагогическая, реабилитационная помощь обучающимся центра и их законным представителям. Особое значение в работе педагогического коллектива уделялось вопросу охраны здоровья обучающихся. Параллельно с образовательным процессом осуществляется и медицинская реабилитация, в период острых респираторных заболеваний проводились физиопроцедуры. В сентябре 2019 года прошел плановый осмотр обучающихся узкими специалистами УЗ «Клецкая ЦРБ», по итогам осмотра медицинскими работниками было проведено консультирование родителей, даны рекомендации по организации
и проведению физкультурно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий. Во второй и третьей четверти путем привлечения совместителя была заполнена вакансия инструктора ЛФК и для обучающихся проводились индивидуальные и подгрупповые занятия. Однако в течение учебного года оставалась вакантной ставка медсестры по массажу, что не позволяло в полной мере осуществлять реабилитационный процесс. К новому учебному году планируется обеспечить проведение реабилитационных мероприятий путём привлечения специалиста с медицинским образованием.
Ранняя коррекция физических и психических нарушений развития
у детей осуществлялась в рамках Программы межведомственного взаимодействия психолого-медико-педагогической помощи детям от 0 до 3-х лет. В рамках реализации Программы в 2019/2020 учебном году 5 детей раннего возраста посещали коррекционные занятия в центре. Мониторинг эффективности работы с детьми раннего возраста имеет положительную динамику, уровень речевого и познавательного развития детей на конец учебного года значительно возрос. Для родителей, воспитывающих детей данной категории на протяжении года была организована работа родительского клуба «Кроха», следует отметить 100% посещение родителями заседаний. Продолжила работу группа в социальной сети ВК «Карапузики», однако педагогу-психологу следует пересмотреть формат подачи материала: объединить материал по темам и создать подстраницы.
Работа районной ПМПК осуществлялась в соответствии с требованиями Кодекса Республики Беларусь Об образовании, Положения о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и другими локальными документами центра. Диагностическая работа специалистов была направлена на своевременное выявление детей с ОПФР. В состав районном ПМПК входит 5 педагогов, 3 педагога имеют сертификаты
о базовом повышении квалификации педагогических работников являющихся членами ПМПК центров коррекционно-развивающего обучения
и реабилитации соответствующую курсовую подготовку, что составляет 60%. Двум педагогам необходимо пройти соответствующую подготовку
в следующем учебном году. Диагностический инструментарий ПМПК представлен стандартизированными диагностическими методиками, дидактическим
и игровым материалом. Представленная документация, отражающая деятельность ПМПК, ведется в соответствии с нормативными требованиями. Однако, адаптивная среда кабинета диагностики не в полной мере соответствует целям и задачам психолого-медико-педагогического обследования детей с ОПФР; не оборудована зона ожидания при организации работы ПМПК для родителей и детей.
Согласно годовому плану на протяжении учебного года осуществлялся самоконтроль. Реализация функции самоконтроля носила систематизированный характер. В 2019/2020 учебном году при осуществлении самоконтроля использовалась практика оперативного контроля (обход, посещение и анализ занятий, прогулок), тематического (по отдельным вопросам образовательного процесса, выполнения правил внутреннего трудового распорядка и режима пребывания детей, соблюдения САНПиНа и др.). Результаты самоконтроля ежемесячно заслушивались на совещаниях при директоре.
На протяжении учебного года оказывалась методическая
и консультативная помощь руководителям учреждений образования, учителям–дефектологам ПКПП, педагогам интегрированных классов, специальной и интегрированной групп учреждений образования района. Основными темами консультаций были вопросы составления учебных планов для детей, обучающихся по специальным программам, вопросы индивидуально-возрастного развития ребёнка с ОПФР, содержания методов, приёмов и средств обучения, осуществления психолого-педагогического сопровождения детей с особыми потребностями, разработки и составления экзаменационных билетов по трудовому обучению для выпускников.
С целью создания условий для личностного и профессионального роста педагогов специального образования средствами методической работы
и усиления информационного сопровождения методической работы
в 2019/2020 учебном году работало два методических объединения: методическое объединение учителей-дефектологов общего среднего образования и методическое объединение учителей-дефектологов
и воспитателей интегрированных и специальных групп. Заседания методических объединений носили выраженную практическую направленность. Тематика обсуждаемых вопросов подбиралась с учетом контингента детей, с которыми работали учителя-дефектологи
и воспитатели в 2019/2020 учебном году и актуальности проблем коррекционно-педагогического и учебного процесса. При проведении заседаний педагогами активно использовались видеофрагменты занятий учителей-дефектологов и воспитателей, создание выставок дидактических пособий.
На базе центра работает районный методический совет, в состав которого входят 6 учителей-дефектологов, из них четыре педагога имеют высшую квалификационную категорию, два педагога имеют первую квалификационную категорию. В 2019/2020 учебном году прошло
2 заседания методического совета, на которых были разработаны практические материалы и методические рекомендации по темам «Методические рекомендации учителям-дефектологам учреждений дошкольного и общего среднего образования по оказанию коррекционно-педагогической помощи слабослышащим детям и детям, имеющим нарушения слуха компенсированного кохлеарным имплантом», «Методические рекомендации учителям-дефектологам учреждений дошкольного и общего среднего образования по оказанию коррекционно-педагогической помощи детям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата».
С целью создания условий для личностного и профессионального роста педагогов, работающих с детьми с особенностями психофизического развития в рамках областного педагогического марафона 8 октября 2019 года в ГУО «ЦКРОиР Клецкого района» для заместителей директоров по учебной работе прошел день спецобразования «Создание инклюзивного образовательного пространства в учреждениях общего среднего образования».
Специалистами ЦКРОиР осуществляется координирующая функция по методическому сопровождению образовательного процесса детей с ОПФР Особого внимания заслуживает система работы по осуществлению методического сопровождения учителей-предметников, работающих
в классах интегрированного обучения и воспитания по использованию наиболее эффективных приемов и методов в работе с детьми
с интеллектуальной недостаточностью, которая на протяжении 3-х лет проводится в ЦКРОиР в форме методических диалогов. В 2020 году базе ЦКРОиР 28 февраля прошел методический диалог для учителей истории, работающих в классах интегрированного обучения и воспитания «Овладение учащимися с интеллектуальной недостаточностью основами исторических знаний
о важнейших событиях и явлениях истории Беларуси на уровне их познавательных и интеллектуальных возможностей».
В соответствии с Положением о районном конкурсе кабинетов пунктов коррекционно-педагогической помощи, утвержденным приказом начальника управления по образованию, спорту и туризму Клецкого райисполкома от 11.11.2019 № 811, в период с 02.12.2019 по 20.12.2019 состоялся районный конкурс кабинетов пунктов коррекционно-педагогической помощи.
В конкурсе приняли участие 12 учреждений образования, на базе которых открыты и функционируют ПКПП. В ходе конкурса жюри была дана объективная оценка состояния кабинетов ПКПП, их материально-техническому оснащению, методическому обеспечению.
В опорном учреждении ГУО «Клецкий ясли-сад №2» в 2019/2020 учебном году продолжилась реализация областного педагогического проект «Использование ЛЕГО-конструирования для формирования лексико-грамматических средств языка у детей дошкольного возраста с нарушениями речи». Особое внимание заслуживает опыт работы учителя-дефектолога ГУО «Клецкая средняя школа №3» по использованию QR-кодов в развитии временных представлений у младших школьников
с ОПФР.
Однако по-прежнему остаётся актуальной проблема обобщения педагогами практического опыта работы с детьми с особенностями в развитии, распространение инновационного ресурса в образовательной практике региона, области, республики.
В центре сложилась определённая система социально-педагогического сопровождения детей-инвалидов, способствующая их социализации, дальнейшей адаптации в обществе, путём расширения их социальных контактов со здоровыми сверстниками. Специалистами ГУО «ЦКРОиР Клецкого района» ведется целенаправленная работа по формированию толерантного отношения к детям с особенностями психофизического развития. В 2019/2020 учебном году было проведено 2 тренинга для педагогов учреждений образования района, направленных на обеспечение гендерного равенства и построение инклюзивного общества. В ноябре 2019 года прошла районная информационная акция, посвященная международному дню толерантности. В апреле 2020 года с целью пропаганды идей толерантного поведения населения по отношению к лицам с особенностями развития прошла районная акция «Мир в синих тонах». С активистами волонтерских отрядов в канун Всемирного дня распространения информации о проблеме аутизма прошел тренинг «Я – это Я».
В рамках информационной кампании вопросы, освещающие разнообразные формы включения в социум детей с ОПФР были опубликованы в районных средствах массовой информации, а также на сайте управления по образованию спорту и туризму Клецкого района и сайте ЦКРОиР Клецкого района. В районной газете «Да новых перамог» в 2019/2020 учебном году вышло 9 публикаций, 1 выступление на радиостанции «Минская волна». Ежемесячно в центре выпускается газета «Шагаем вместе», специалистами разрабатываются информационные буклеты и памятки. На базе детской консультации УЗ «Клецкая центральная районная больница» организовано консультирование родителей педагогом-психологом и учителем-дефектологом.
В рамках международного сотрудничества в 2019/2020 учебном году продолжилась работа по реализации гуманитарного проекта «Протянем руку помощи» между ГУО «ЦКРОиР Клецкого района» и Религиозной миссией «Благотворительное католическое общество Каритас» Минско-Могилевской архиепархии при финансовой поддержке Мальтийской службы помощи Германии. В 2019/2020 учебном году за счет внебюджетных средств приобретено кухонная утварь, оборудование и мебель, развивающие игрушки и дидактические игры, стульчик для ребенка с ДЦП, логопедический стол, мягкое модульное кресло, набор для сюжетных игр «Кухня», ковер, рольшторы, 4 баннера, новогодние гирлянды, перфоратор, шторы, рассада цветов и кустов. К новому учебному году произведён ремонт в кабинете медсестры с заменой окна, укладкой ламината, облицовкой потолка и стен гипсокартонном и их покраской; произведена замена крыши над входом
в класс; произведены работы по реконструкции пандуса на входном крыльце в соответствии с техническими характеристиками.
<style type="text/css"> </style>