Новости проекта
Отвечаем на ваши вопросы!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала
Конкурс продолжается!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 9 человек

Анализ работы

Дата: 2 сентября 2015 в 19:02, Обновлено 9 сентября 2018 в 20:38

Анализ результатов деятельности ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации  Клецкого района за 2017/2018 учебный год

 Специалистами центра ежегодно ведется работа по созданию и актуализации районного банка данных детей с ОПФР, нуждающихся в получении специального образования, что позволяет своевременно осуществлять анализ динамики развития, эффективности коррекционного воздействия в условиях специально организованного обучения и воспитания, разрабатывать предложения по оптимизации сети специальных интегрированных  групп, классов интегрированного обучения и воспитания. Ежегодно проводится актуализация банка данных педагогических работников учреждений района, реализующих образовательные программы специального образования, банка данных учреждений образования, реализующих образовательные программы специального образования, банка данных современных педагогических технологий в обучении и воспитании лиц с ОПФР. Центр осуществляет анализ деятельности учреждений образования, создавших условия для получения специального образования лицами с ОПФР и оказания им коррекционно-педагогической помощи, анализ данных ежегодного комплексного обследования.
Банк данных детей с ОПФР в 2017/2018 учебном году составил 605 детей (12,73% от количества детского населения в районе), из них 26 (4,6%), из них 20 (3,3%)  детей-инвалидов. Банк данных детей с ОПФР в 2016/2017 году составил 562 ребенка (14,8% от количества детского населения в районе), из них 26 (4,6%)  детей-инвалидов.
Охват специальным образованием и коррекционно-педагогической помощью составлял 99,7% (в 2016/2017 учебном году –  99,8%). Дети дошкольного возраста составляют 45,5% (275 детей) от общего количества детей, находящихся в районном банке данных, школьники 54,5% (330 детей). В 2016/2017 учебном году –  256 дошкольников – 46%, 301 школьника – 54%. Большинство детей, состоящих на учете в банке данных  - дети с нарушениями речи – 88,6%..
Решением Клецкого районного исполнительного комитета в районе открыто 16 ПКПП. В 2017/2018 учебном году в районе функционировало 15 ПКПП из них: 2 (132 ребенка) в учреждениях дошкольного образования; 13 (335 детей) в учреждениях общего среднего образования (из них 3 в УПК). Всего в ПКПП 197 (42%) детей дошкольного возраста, 272 (58%) детей школьного возраста. С исправленной речью в течение учебного года было отчислено 40%. На протяжении длительного периода остается вакантной должность учителя-дефектолога ПКПП ГУО «Грицевичская средняя школа Клецкого района».
Специальное образование в условиях интегрированного обучения и воспитания в 2017/2018 учебном году получали 74 ребенка с ОПФР. В 12 учреждениях общего среднего образования функционировал 21 класс интегрированного обучения и воспитания (в том числе 1 класс полной наполняемости), в которых обучалось 26 детей. В 2016/2017 учебном году специальное образование получали 62 ребенка;  функционировало 22 класса интегрированного обучения и воспитания, в которых обучалось 29 детей.
В связи с увеличением количества детей дошкольного возраста, нуждающихся в обучении и воспитании по программе специального образования в 2017/2018 учебном году решением исполкома была открыта специальная группа в ГУО «Клецкий ясли-сад №2».
В районе функционировало 3 интегрированные группы и две специальные группы, в которых обучалось 54 ребенка с ОПФР дошкольного возраста. По итогам диагностического обследования 16 воспитанников (30%), обучающихся по программе специального образования, были переведены в ПКПП.
С целью увеличения охвата детей с ОПФР специальной помощью, проживающих в сельской местности, организован подвоз в специальную группу ГУО «Клецкий ясли-сад №2» 3 воспитанников и ГУО «Клецкая средняя школа №2» 3 учащихся совместно с обучающимися центра.
         В 2017/2018 учебном году надомное обучение было организовано для 5 детей: 2 учащихся и 1 воспитанника, проживающих в сельской местности и 2 воспитанников центра.
В специальной группе центра обучались 5 воспитанников, в классе - 4 ребенка-инвалида. Коррекционная помощь на базе ЦКРОиР оказывалась 35 детям из ГУО «Клецкая СШ№1» и ГУО «Клецкий ясли-сад №1». Раннюю комплексную помощь в течение года получали 7 детей.
        В 2017/2018 учебном году в системе специального образования района работало 23 учителя-дефектолога. Высшую квалификационную категорию имеют 8 педагогов (34,8%), первую – 10 педагогов (43,5%), вторую – 4 педагога (17,4%), без категории – 1 педагог, молодой специалист (4,3%).  3 педагога находятся в отпуске  по уходу за ребенком до  достижения им 3-х лет.
Потребность в учителях-дефектологах на 2018/2019 учебный год составляет 4 педагога: ГУО «Грицевичская СШ», ГУО «Клецкая СШ №1», ГУО «Зубковская СШ», ГУО «Домоткановичская СШ».
Остаётся актуальным вопрос повышения квалификации 5 учителей-дефектологов из учреждений образования района, сроки последнего повышения квалификации которых превышают 3 года (ГУО «Клецкая СШ №1», ГУО «ДЦРР», ГУО «Яновичская СШ», ГУО «Кухчицкая СШ», ГУО «ЦКРОиР Клецкого района»). В 2018/2019 учебном году руководителям выше указанных учреждений образования необходимо решить данную проблему, изыскав внебюджетные средства для оплаты командировачных расходов.
Образовательный процесс в центре осуществли 13 педагогов, из них 1 совместитель (музыкальный руководитель). Высшее педагогическое образование имеют 12 (92,3%), среднее специальное – 1 совместитель (7,7%), 1 педагог находится в отпуске по уходу за ребёнком до 3-х лет.
Высшую категорию имеет 4 педагога, что составляет 31%, первую – 3 (23%), вторую – 3 (23%), без категории работают 3 (23%) педагога. В следующем учебном году педагог-психолог Буневич Н.А. планирует пройти курсовую подготовку и аттестоваться на 2 квалификационную категорию.
В центре осуществляется обучение и воспитание лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями (далее - ТМНР), а также оказание коррекционно-педагогической помощи детям с ОПФР, в том числе раннего возраста. Всего в текущем учебном году в центр зачислено 56 детей, что составляет 9,3% от общего количества детей с ОПФР, состоящих в районном банке данных.
      Образовательный процесс при реализации образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью и при реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью был организован в режиме пятидневной недели, время пребывания воспитанников и обучающихся составляло 10,5 часов. Возрастной диапазон воспитанников и обучающихся составил от 3 до 16 лет.
 В текущем учебном году воспитанники и учащиеся обучались по программе центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации для детей с ТМНР, по программе вспомогательной школы 2-е отделение, программе «Воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью» с использованием элементов учебного плана для детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, программе «Воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью». При этом неоднородность структуры нарушений каждого обучающегося требует дифференциации образовательного процесса. Именно с этой позиции в учреждении для каждого ребенка применяется система мониторинга по образовательным областям и коррекционным занятиям. Результаты мониторинга показали, что обучающиеся усвоили программный материал. Этому способствовало использование нестандартных форм и методов работы, индивидуальный подход и преемственность в работе учителей-дефектологов и воспитателей. С целью социальной адаптации в социуме с учащимися на протяжении учебного года проводились экскурсии в учреждения социального и медицинского обслуживания.
          В конце учебного года из учреждения отчислены 2 ребенка: 1 выпускник и 1 дошкольник, который усвоили образовательную программу и продолжит свое обучение в учреждении общего среднего образования в классе интегрированного обучения и воспитания. Для одного выпускника решением Клецкого районного исполнительного комитета организована социальная адаптация и трудовая реабилитация в ГУО «ЦКРОиР Клецкого района».
Вопросы оптимизации образовательного, коррекционно-педагогического процессов в учреждении регулярно рассматривались на педсоветах и совещаниях при директоре.
В течении года с целью повышения квалификации педагогов, роста их профессионализма и творчества педагоги посещли обучающие тематические семинары. Педагог-психолог Буневич Н.А. в ноябре 2017 года приняла участие в международном обучающем курсе «Методика «Оценка детско-родительского взаимодействия». Учитель-дефектолог Кононович П.А. в марте 2018 года приняла участие в обучающем курсе «Актуальные вопросы организации деятельности психолого-медико-педагогической комиссии». Педагог-психолог Буневич Н.А. и социальный педагог Василевич Н.В. в мае 2018 года прошли курсовую подготовку в АПО.
С целью систематического повышения педагогами своего профессионального уровня были определены темы по самообразованию, определены этапы работы над темами, которые способствовали совершенствованию теоретических знаний и педагогического мастерства участников образовательного процесса, овладению новыми формами, методами и приёмами обучения и воспитания детей с ТМНР.
Свой опыт работы по реализации образовательного процесса, принципа преемственности, взаимодействия с родителями представили специалисты СППС, педагоги группы и класса. Безусловным приоритетом в реализации основных направлений деятельности центра в 2017/2018 учебном году, который был объявлен Годом науки, стали научность и компетентностный подход. При организации и проведении методических часов, фестивалей открытых просмотров учитывался практико-ориентированный подход и концептуальные основы в образовательном процессе и методической работе с педагогами. Ежемесячно педагоги готовили отчеты по темам самообразования. В ходе проведения методических часов происходило осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. Педагоги активно включались в коллективное обсуждение предлагаемого материала, что в дальнейшем позволило повысить качество образовательного процесса. Так же педагогами группы были изготовлены карточки PECS для работы с детьми с аутистическими нарушениями.
Проведение открытых воспитательных мероприятий, учебных и коррекционных занятий стало действенным средством обмена опытом и эффективной формой повышения квалификации педагогов. Занятия Гонцаревич О.И., Кот Н.К., Годун Н.И., Стрельчик О.М., Василевич Н.В., Буневич Н.А., Кононович П.А. подготовлены и проведены с учётом индивидуальных особенностей детей и использованием передовых форм и методов учебного и коррекционного процессов.
Анализ обратной связи, проводимой по итогам мероприятий внутри учреждения, показал наличие затруднений в работе с обучающимися у специалистов, не имеющих специального образования. В связи с этим принято решение о возобновлении такой формы работы, как постоянно действующий семинар для педагогов, не имеющих специального образования.
На протяжении учебного года совершенствовались средовые ресурсы в классе: обновлен уголок природы, обновлены учебные зоны, обновлена зона отдыха и уголок для родителей, оформлены стенды «Классная жизнь», «Моя семья», «Наши Дни рождения», «Мальчики и девочки». Созданная предметно-развивающая среда не только обеспечивает разные виды активности обучающихся центра, но и является основой для самостоятельной деятельности с учётом их гендерных особенностей.
При организации образовательного процесса учителя-дефектологи активно используются в работе с детьми средства мультимедиа, компьютерные программы, ресурсы сенсорной комнаты, кабинета СБО. Учитель-дефектолог класса Гонцаревич О.И. в своей работе с обучающими использует ориентировочную основу действия (опорные сигналы, речевые образцы, алгоритмы), стимулирующую помощь, выбор оптимального объема материала и темпа выполнения задания.
Содержание обучения педагоги специальной группы строили с учётом принципов гуманистичности образовательного процесса, дифференцированости, многоканальности, от реального к абстрактному, постоянной поддержки мотивации. На занятиях применялись методы альтернативной коммуникации путем использования доступных невербальных средств. Коммуникативный принцип построения учебных и коррекционных занятий рассматривается педагогами центра в качестве ведущего. При реализации образовательного процесса, а также при проведении коррекционных занятий педагогами  учитывались структура и степень тяжести нарушения, уровень актуального развития и возможности каждого ребенка, его индивидуальные особенности. На занятиях реализовался полисенсорный подход в обучении и воспитании детей с ТМНР. Для этого в группе созданы соответствующие условия: накоплен игровой и стимульный материал для развития различных каналов восприятия, совершенствуются средовые ресурсы, изготавливаются яркие сенсорные пособия.  Однако в группе развивающая предметно-пространственная среда требует дальнейшего структурирования.
Педагогам центра в следующем учебном году нужно продолжить работу по созданию специальных условий для овладения учащимися познавательной и коммуникативной деятельностью с учётом их индивидуальных особенностей. Педагогам группы продолжить работу по структурированию образовательной среды, особое внимание уделить на ее содержательную насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность. С целью использования наглядной стратегии общения разработать карты-схемы для воспитанников.
С целью создания благоприятных условий для адаптации выпускников ЦКРОиР в новой жизненной ситуации течении учебного года велась работа направленная на обеспечение преемственности при переходе вфпускников центра в территориальный центр социального обслуживания населения. Был утвержден План проведения совместных мероприятий с ГУ «Клецкий ТЦСОН», в рамках которого проводились культурно-досуговые и спортивные мероприятия, а так же выпускником центра посещались занятия трудовой мастерской и музыкальной студии.
  В 2018/2019 учебном году педагогу социальному продолжить активное сотрудничество с отделением дневного пребывания ТЦСОН с целью успешной и эффективной реализации программы перехода будущих выпускников ЦКРОиР в ТЦСОН.
В рамках воспитательной работы в 2017/2018 учебном году было организовано ежемесячное проведение тематических недель: неделя безопасности дорожного движения «Азбука улиц, проспектов и дорог», неделя любителей природы  «Золотая осень», неделя спорта «Любим все мы веселиться, прыгать, бегать и резвиться», неделя новогодних приключений «Новый год у ворот», неделя национальных традиций  «Под Рождественской звездой», неделя патриотизма «Марш оловянных солдатиков», неделя красоты и здоровья «В мире красоты», неделя веселого настроения «Подари улыбку другу». Содержание бесед, выставок совместных творческих работ, развлекательных мероприятий, экскурсий, инсценировок сказок, подвижных игр, музыкальных забав, творческих посиделок объединяла единая тематика для каждой недели. Продолжила работу творческая мастерская папье-маше под руководством воспитателя высшей категории Годун Н.И., в результате   чего развивающая среда группы была пополнена игровым и дидактическим материалом.
Следует отметить, что активно развивается волонтёрское движение. План работы волонтёрского движения «Шагаем вместе» на 2017/2018 учебный год реализован в полном объеме. Ребята из волонтёрских отрядов ГУО «Клецкая СШ №1», ГУО «Клецкая СШ №3», УДО «Клецкий центр детского творчества» принимали активное участие в праздниках, воспитательных мероприятиях, информационных акциях, организованных специалистами центра, участвовали в районном фестивале художественного творчества «Зажги свою звезду», районной спартакиаде «Усе разам», Новогоднем утреннике. РК ОО «БРСМ» совместно с отделом идеологической работы были проведена акция «Елочка желаний».
16 ноября в рамках Всемирного дня толерантности специалисты центра и волонтеры из ГУО «Клецкая средняя школа №1» провели на улицах города информационную акцию «Маршрут толерантности».
3 декабря в рамках благотворительной акции "Открытое сердце" воспитанников и обучающихся ЦКРОиР Клецкого района с музыкальной программой посетили обучающиеся ГУО "Клецкая средняя школа №1".
22 декабря новогодний утренник «Зимняя сказка» посетили председатель Клецкого райисполкома Г.М.Соловей, и начальник образования, спорта и туризма А.Н.Климович. Обучающиеся получили сладкие подарки подарки и мягкие игрушки. 
С 18 декабря по 12 января прошла благотворительная акция для детей-инвалидов с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии «Рождественские встречи». Обучающихся центра с подарками посетили обучающиеся из ГУДО «Клецкий центр детского творчества», ГУО «Клецкая СШ №3».
16 декабря ЦКРОиР Клецкого района посетили известные спортсмены: многократный чемпион мира по самбо Владимир Япринцев; нападающий клуба БАТЭ, мастер спорта Республики Беларусь международного класса Виталий Родионов; футболист, член «золотого» состава минского «Динамо» 1982 года Юрий Пудышев; футболист Сергей Штанюк, а так же белорусский дизайнер Юлия Латушкина и корреспондент газеты "Прессбол" Сергей Щурко. Обучающиеся получили сладкие подарки, а класс центра пополнился новой мебелью.
15 января в рамках районной благотворительной акции «Елочка желаний» воспитанников с подарками посетили волонтёры молодёжного движения РК ОО БРСМ «Доброе сердце».
6 марта волонтеры из ГУО «Клецкая СШ №3» приняли участие в праздничной программе «Весенний светлый праздник по улице идет».
2 апреля специалисты ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Клецкого района» с участием волонтеров провели информационную акцию "Шаг на встречу», посвященную Всемирному дню распространения информации об аутизме.
3 апреля для членов волонтерского отряда ГУО «Клецкая СШ №1» специалисты центра провели тренинг «Тропинка откровений».
В 2018/2019 учебном году требует дальнейшего развития волонтерское движение, педагогу социальному Василевич Н.В. при планировании работы с волонтерами включать мероприятия, направленные на расширение диапазона взаимодействия обучающихся с ОПФР и здоровых сверстников; активизировать работу по созданию  волонтёрского отряда в ГУО «Гимназия г.Клецка».
Обучающиеся и воспитанники центра были вовлечены в кружковую работу. Охват кружковой работой специалистами Государственного учреждения дополнительного образования «Клецкий центр детского творчества» детей-инвалидов обучающихся в ЦКРОиР составил 100%. Занятия кружка тестопластики проводились в классе и группе два раза в неделю. Воспитателем Кот Н.К. совместно с руководителем кружка были оформлены выставки работ «Мамочка, весна, улыбка»,  «Зимний серпантин». Однако в течение года не было налажено сотрудничество воспитателей группы и руководителя кружка. В следующем учебном году педагогам группы  необходимо работать над созданием и оформлением тематических экспозиций.
В рамках учебно-воспитательной работы в 2017 году совместно с районным центром культуры прошел VIII районный фестиваль художественного творчества «Зажги свою звезду», в котором приняло участие 86 детей с ОПФР из учреждений образования района. Для организации и проведения фестиваля были изысканы спонсорские средства в размере 750 руб.
Ежегодно на базе ЦКРОиР проводится районная спартакиада по развитию двигательной активности детей-инвалидов с особенностями психофизического развития «Усе разам». В текущем году на призы для участников были предоставлены ООО «Белая Русь».
Неотъемлемой частью образовательного процесса является вовлечение родителей в жизнедеятельность центра. С октября по апрель месяц 2017/2018 учебного года в рамках сотрудничества центра и семьи прошёл ряд учебных занятий, спортивных и воспитательных мероприятий с участием родителей.
71,5% семей учащихся проживает в сельской местности, что создаёт определённые трудности при организации взаимодействия центра с семьёй. Положительная динамика в работе по вовлечению родителей в жизнедеятельность центра наблюдается у учителя-дефектолога Гонцаревич О.И. Родители семей Лентнер, Рахманько, Пилецких, Жуковский являлись активными участниками воспитательных и спортивных мероприятиях. Проблемы возникают при работе с семьями Фалитар, Шнайдер, Мартышенко. Педагогам в следующем учебном году следует продолжить работу по вовлечению родителей в учебно-воспитательный процесс путем использования наиболее эффективных приемов и методов работы с данной категорией семей.
         Профилактическая и информационно-просветительская работа с родителями осуществлялась через:
- обновление информационных стендов;
 - выступления на родительских собраниях в течение учебного года;
- разработку анкет, опросников, памяток, информационных буклетов;
- участие в республиканской профилактической акции «Дом без насилия».
Социальный педагог Василевич Н.В. регулярно посещала семьи обучающихся и проводила просветительскую работу, результатом которой стало регулярное участие в заседаниях родительской гостиной «Уют» (80%).
С целью повышения психологической компетентности родителей в сфере детско-родительских отношений, укрепления роли семьи, её воспитательного потенциала, решения проблем и задач развития детей с особенностями психофизического развития в центре продолжила работу родительская гостиная «Уют». В 2018/2019 учебном году на заседаниях гостиной «Уют» следует продолжить освещение вопросов, направленных на профилактику проблем, связанных с воспитанием детей, оказание просветительской и практической помощи родителям по созданию благоприятного психологического климата в семье, продолжить знакомство родителей с основными подходами в воспитании, психологическими особенностями развития ребенка; продумать эффективные формы и методы для поддержки семей в кризисные периоды и реабилитации длительно существующих непродуктивных отношений. Особое внимание необходимо уделить обучению практическим навыкам конструктивного общения в семье.
Специалистами СППС оказываась индивидуально-ориентированная социально-педагогическая, психолого-педагогическая, реабилитационная помощь обучающимся и воспитанникам центра, их законным представителям. Один воспитанник центра в текущем учебном году состоял на учете, как находящийся в социально опасном положении. Специалистами учреждения проводилась системная работа с законными представителями несовершеннолетних. Социально-педагогическая и психологическая служба в течение года осуществляла координационную функцию в сопровождении данного воспитанника. Педагог социальный отслеживала социальный статус семьи, давала рекомендации родителям несовершеннолетнего по вопросам взаимодействия с детьми. Педагоги-психологи совместно с другими специалистами посещали несовершеннолетнего на дому с целью изучения семейного микроклимата и жилищно-бытовых условий. С родителями проводились профилактические беседы, информационно-просветительские консультации. Осуществлялась работа с педагогическими работниками центра, с целью просвещения по вопросам взаимодействия с неблагополучными семьями. В апреле  2018 года семья была снята с учета.
Особое значение в работе педколлектива уделяется вопросу охраны здоровья обучающихся и созданию безопасных условий при организации образовательного процесса. Создание здоровьесберегающей образовательной среды, совершенствование форм и методов работы по снижению умственных перегрузок и утомления воспитанников и учащихся является одной из составляющих успеха при решении этого вопроса. Параллельно с образовательным процессом осуществляется и медицинская реабилитация .Был организован курс массажа, занятия ЛФК, при необходимости проводились физиопроцедуры. Два раза в год проводился плановый осмотр обучающихся узкими специалистами УЗ «Клецкая ЦРБ», по итогам осмотра медицинские работники провели консультации с родителями и дали рекомендации по организации и проведению физкультурно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий.
Ранняя коррекция физических и психических нарушений развития у детей осуществлялась в рамках Программы межведомственного взаимодействия  психолого-медико-педагогической помощи детям от 0 до 3-х лет. За текущий учебный год коррекционные занятия посещали 7 детей раннего возраста. Индивидуальные коррекционные занятия для детей раннего возраста проводились в соответствии с утвержденным расписанием. Педагоги ежемесячно, согласно годовому плану, разрабатывали памятки и буклеты для родителей, воспитывающих детей раннего возраста, однако следует отметить снижение активности родителей, что отрицательно сказалось на посещении заседаний родительского клуба «Кроха». В рамках реализации Программы в 2017/2018 учебном году прошло 2 круглых стола для специалистов ЦКРОиР и представителей УЗ «Клецкая ЦРБ» по темам: «Система оказания ранней комплексной помощи детям с особенностями развития специалистами межведомственной команды» и «Анализ реализации программы межведомственного взаимодействия по оказанию ранней психолого-медико-педагогической помощи детям от 0 до 3-х лет». Была создана группа в социальной сети ВК «Карапузики», однако в группе снизилась активность  подписчиков, что свидетельствует о недостаточной работе по ее продвижению.
Учителю-дефектологу и педагогу-психологу, работающим с детьми раннего возраста, активизировать работу по вовлечению родителей в деятельность клуба «Кроха», используя нестандартные формы проведения заседаний, обновить фотоархив «Мозаика детства» за 2017/2018 учебный год, продолжить работу консультационного пункта в детской поликлинике и оформить информационный стенд. С целью увеличения подписчиков группы в социальной сети продумать контент сообщества и распространить рекламную информацию.
Работа районной ПМПК осуществлялась в соответствии с требованиями Кодекса Республики Беларусь Об образовании, Положения о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и другими локальными документами центра. Диагностическая деятельность осуществлялась на должном уровне, грамотно заполнялись протоколы и заключения с указанием образовательного маршрута.  Для проведения обследования имеется отдельный кабинет, оборудованный с учётом зонирования. При обследовании использовался стандартизированный диагностический инструментарий, который систематизирован по возрастам и был обновлен в 2018 году. В течении учебного года диагностическим днём был определён четверг, с февраля районная психолого-медико-педагогическая комиссия осуществляла углубленное диагностическое обследование детей с особенностями психофизического развития дошкольного и школьного возраста согласно графика и диагностическое обследование учащихся и детей дошкольного возраста по запросу учреждений образования с целью комплектования ПКПП. Три педагога имеют соответствующую курсовую подготовку, что составляет 75%, одному педагогу необходимо получить сертификат о базовом повышении квалификации педагогических работников, являющихся членами ПМПК центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. В следующем учебном году необходимо пополнить кабинет диагностическим инструментарием для детей с РДА и для детей с нарушением зрения.
На протяжении года в центре велась и систематизировалась документация установленного образца, ежемесячно проводились совещания при  директоре по актуальным вопросам деятельности учреждения. Согласно годовому плану осуществлялся  самоконтрольль. С целью повышения качества образования и оптимизации внутреннего контроля разработаны индивидуальные листы контроля, которые позволят персонифицировать не только проблемные ситуации, но и достижения отдельных педагогов.
Вместе с тем, самоконтроль требует своего преобразования с учетом специфики функционирования учреждения.  В 2018/2019 учебном году необходимо использовать практику оперативного контроля (обход, посещение и анализ занятий), тематического (по отдельным вопросам образовательного процесса, выполнения правил внутреннего трудового распорядка и режима пребывания детей и др.) и целевого (в случаях спорных ситуаций).
На протяжении учебного года оказывалась методическая и консультативная помощь учителям–дефектологам ПКПП, интегрированных классов, специальной и интегрированной групп учреждений образования района, педагогам, работающим в классах интегрированного обучения и воспитания. Консультативная помощь оказывалась и  администрации учреждений образования района по вопросам организации учебно-образовательного процесса для детей с ОПФР. Основными темами консультаций были вопросы составления учебных планов для детей, обучающихся по специальным программам, вопросы индивидуально-возрастного развития ребёнка с ОПФР, содержания методов, приёмов и средств его обучения, осуществления психолого-педагогического сопровождения детей с особыми потребностями. 
С целью создания условий для личностного и профессионального роста педагогов специального образования средствами методической работы и через усиление информационного сопровождения методической работы в 2017/2018 учебном году прошло 4 заседания методического объединения учителей-дефектологов. Заседания методических объединений имеют выраженную практическую направленность. Тематика обсуждаемых вопросов подбиралась с учетом контингента детей, с которыми работали учителя-дефектологи в текущем учебном году и актуальности проблем коррекционно-педагогического и учебного процесса. При проведении заседаний активно использовались видеофрагменты занятий учителей-дефектологов, так как данная форма проведения позволяет показать систему работы за короткий промежуток времени и имеет большую методическую и практическую направленность. В следующем учебном году, в связи с увеличением количества специальных и интегрированных групп (2 специальные группы и 3 интегрированные группы) и  увеличением количества педагогов работающих в них, необходимо организовать работу методического объединения учителей-дефектологов и воспитателей специальных и интегрированных групп учреждений дошкольного образования..
На базе центра работает районный методический совет, в состав которого входят 6 учителей-дефектологов, из них четыре педагога имеют высшую квалификационную категорию, два - первую.  На заседаниях которого были разработаны практические материалы и тематические презентации, буклеты, брошюры, памятки, информационные листы по темам «Средовые ресурсы кабинета учителя-дефектолога», «Перспективное планирование коррекционно-педагогических занятий с детьми со стертой формой дизартрии». Методические материалы для использования педагогами учреждений образования района в организации работы с детьми с ОПФР, разработанные на заседаниях, были предоставлены на бумажных и электронных носителях.
Специалисты центра принимали участие в работе районных, областных и республиканских семинаров, что так же способствовало повышению профессионального уровня. В январе 2018 года учитель-дефектолог Гонцаревич О.И. на районной педагогической конференции представила сенсорные пособия, изготовленные для организации образовательного процесса в центре.
24 октября специалисты центра приняли участие в работе круглого стола для воспитателей специальных и интегрированных групп дошкольных учреждений образования района «Организация работы с детьми дошкольного возраста с особенностями психофизического развития», который прошел на базе опорного учреждения дошкольного образования ГУО «Клецкий ясли-сад №2».
13 марта на базе опорного учреждения ГУО «Клецкая средняя школа №1» на семинаре-практикуме для заместителей директоров учреждений образования района администрация учреждения, педагоги и специалисты центра представили опыт организации образовательного процесса и коррекционной работы, работы группы психолого-педагогического сопровождения в классах интегрированного обучения и воспитания.
На базе центра 22 февраля 2018 года прошел методический диалог для учителей русского языка и литературы и учителей белорусского языка и литературы, работающих в классах интегрированного обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования «Формирование языковой культуры у учащихся с интеллектуальной недостаточностью». Участникам были представлены видеофрагменты уроков. Педагоги поделились наиболее эффективными приёмами и методами работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью, вспомнили о личностных особенностях и развитии когнитивных процессов детей, обучающихся в классах интегрированного обучения и воспитания по программе 1-го отделения вспомогательной школы. Данную форму работы необходимо продолжить с учителями  математики, работающими в классах интегрированного обучения и воспитания на второй ступени общего среднего образования.
В октябре-ноябре проходил районный смотр-конкурс кабинетов социально-бытовой ориентировки и создания универсальной безбарьерной среды в учреждениях образования, реализующих программы специального образования. По итогам конкурса ГУО «ЦКРОиР Клецкого района» занял 1-е место среди кабинетов СБО, а ГУО «Клецкая СШ №1» - 1-е место по созданию  универсальной безбарьерной среды. Были проанализированы итоги конкурса, выявлены проблемные моменты и определены основные задачи по созданию средовых ресурсов в кабинетах СБО и универсальной безбарьерной среды.
В течении учебного года учителя-дефектологи района приняли участие в 2-х вебинарах, проводимых кафедрой специального образования БГПУ им.М.Танка.
15 сентября 2017 года в ходе представленной панорамы опыта работы учреждений образования района участники совещания управления образования Минского облисполкома посетили ГУО "Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Клецкого района". Была продемонстрирована модель эффективного межведомственного взаимодействия по формированию толерантного отношения к детям с особенностями психофизического развития. Особое внимание было акцентировано на развитии взаимодействия с социальными партнерами путем расширения социальных связей и установлению партнерства.
5 октября 2017 года рамках педмарафона на базе центра прошла деловая игра «Оптимизация взаимодействия учителя-дефектолога с семьей на основе активных форм сотрудничества», целью которой было живое моделирование образовательно-воспитательного процесса, формирование конкретных практических умений педагогов при установлении тесных контактов с родителями, отработка определенных профессиональных навыков. В процессе работы участники определили наиболее эффективные пути творческого, равноправного, заинтересованного взаимодействия семьи и учреждения образования.
В ноябре 2017 года в рамках тематического контроля, в соответствии с планом управления по образованию, спорту и туризму,  изучалась  система  работы педагогов по реализации программы специального образования в  ГУО «Домоткановичская средняя школа Клецкого района», в феврале 2018 года был проведен мониторинг качества специального образования в опорных учреждениях ГУО «Клецкий ясли-сад №2», ГУО «Клецкая средняя школа №1», в марте 2018 года изучалось качество оказания коррекционно-педагогической помощи в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи. По результатам изучения были подготовлены справки с рекомендациями, которые заслушивалась на совещании руководителей учреждений образования района.
В рамках методического направления особое внимание в 2018/2019 учебном году следует уделять дальнейшему совершенствованию системы раннего выявления проблем в развитии и определению формы оказания коррекционно-педагогической помощи детям раннего и дошкольного возраста; обобщению практического опыта работы с детьми с особенностями в развитии, распространению инновационного ресурса в образовательной практике региона, области, республики.
         Специалистами ГУО «ЦКРОиР Клецкого района» ведется целенаправленная работа по формированию толерантного отношения к детям с особенностями психофизического развития. Накоплен позитивный опыт взаимодействия с местным социумом и международными организациями. В 2017 году учреждение приняло участие в областного этапа республиканского конкурса «Лучшее учреждение специального образования». По итогам конкурса центр награжден дипломом  Управления образования Минского областного исполнительного комитета в номинации «Формирование толерантного отношения к детям с особенностями психофизического развития». 
В центре сложилась определённая система социально-педагогического сопровождения детей-инвалидов, способствующая их социализации, дальнейшей адаптации в обществе, путём расширения их социальных контактов со здоровыми сверстниками. С целью формирования позитивного отношения членов общества к детям с ОПФР в 2017/2018 учебном году было проведено 2 тренинга для педагогов учреждений образования и 1 тренинг для обучающихся.
Вопросы, освещающие разнообразные формы включения в социум детей с ограниченными возможностями публикуются в районных, областных средствах массовой информации, а так же на сайте Отдела образования, спорта и туризма Клецкого района и сайте ЦКРОиР Клецкого района. В районной газете «Да новых перамог» в 2017/2018 учебном году вышло 13 публикаций, 2 выступления на областной радиостанции «Минская волна». Ежемесячно в центре выпускается газета «Шагаем вместе», которая знакомит с событиями, происходящими в учреждении образования.
Объем внебюджетной деятельности на начало сентября 2018 года составил   6318,09 руб.   За счет привлеченных спонсорских средств были приобретены 1 диван, ламинатор, 3 инвалидные коляски и 2 туалетных стула.
В текущем учебном году был произведен ремонт в теплоузле и кабинете СБО. За бюджетные средства в январе 2018 года был произведен ремонт в раздаточной класса и приобретена новая мебель. К новому  учебному году в рамках реализации проекта «Протянем руку помощи» между Римско-католической церковью г.Клецка и ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Клецкого района» за счет привлечения спонсорских средств в размере 10,500 00 руб.   проведен текущий ремонт класса, раздевалки и коридора на 1 этаже.
Работа по озеленению и благоустройству территории учреждения является долгосрочной. С каждым годом количество видов деревьев и кустарников, многолетних и однолетних трав увеличивается. В рамках смотра-конкурса на лучшее благоустройство и озеленение территории учреждений образования в 2018 году центр принял участие в номинации «Лучшее внешнее озеленение и благоустройство». Для участия в смотре-конкурсе были посажены новые виды кустарников, созданы новые цветники и малые архитектурные формы, оформлены зоны «Озеро», «Речка», создан «Хозяйственный двор», газон перед входом в учреждение  украсила «Шахматная доска», был обновлен палисадник «Солнечная акварель». В результате была создана миниатюрная экосистема, в которой есть прудик, каменистая речка, посажены кустарники, огород, альпийская горка, миксбордер, уличные шахматы.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.